Дислексия: как определить и как помочь ребенку?

0 3

С данным вопросом к логопеду часто обращаются родители детей первого и второго класса. Мало кто задумывается, но нарушение чтения является следствием иных проблем развития, которые возникли еще до поступления ребенка в школу. Сейчас мы разберем, что такое дислексия, как выявить предпосылки к данному расстройству и как помочь ребенку.


                Дислексия: как определить и как помочь ребенку?

Процесс чтения

Чтение – сложный процесс, в котором скоординирована мыслительная деятельность с движением глаз. Головной мозг соединяет символы (буквы) и переводит их в значение слова.

Глаза в процессе чтения двигаются прерывисто и когда происходит остановка глаз – мозг перерабатывает и осмысляет информацию прочитанного. Интересным является то, что при ухудшении условий для чтения (тусклый свет в комнате, сложная текстовая информация) – время остановки глаз увеличивается.

В процессе чтения глаза анализируют текст, буквы переводятся в звуки, звуки соединяются между собой, а язык при чтении “про себя” производит небольшие движения, которые люди часто не замечают.

Признаки дислексии

Дислексию специалисты выявляют у ребенка в конце 1 класса по определенным критериям:

  • ребенок длительно не может запомнить буквы;
  • в конце 1 класса ребенок читает по буквам и не может совместить их в одно слово;
  • читает, ставя ударение на безударный слог;
  • не может глобально воспринять слово;
  • не понимает, о чем прочитал;
  • ребенок теряет строку;
  • отмечаются пропуски или перестановки слогов/слов/букв;
  • ребенок путает буквы (например – вместо С говорит Ш).

Готов ли ребенок к чтению?

Чтобы определить предпосылки к тому, что у ребенка возможно нарушение чтения, нужно обратить внимание на его состояние речевого и моторного развития еще до поступления в школу.

  • Для чтения очень важна концентрация внимания, а также ориентировка в пространстве: если ребенок часто спотыкался в детстве, длительно выполнял тонкое целенаправленное действие (завязывал шнурки или не с первого раза мог закрыть фломастер), долго надевал обувь неправильно (левый ботинок на правую ногу), не мог запомнить понятия “право-лево”, путался в употреблении предлогов (мяч упал ОТ стула, а не СО стула). При выявлении таких особенностей у ребенка, можно предположить возможные трудности в овладении чтением, так как проблемы в осознании схемы тела, ориентировки в пространстве особенно влияют на этот процесс.
  • Перед подготовкой ребенка к чтению важно обратить внимание на его усваивание ритма. Если малыш поет песни или танцует, не попадая в ритм, при овладении чтением он может ставить неверное ударение и делать ошибки в интонационной выразительности высказывания.
  • Если же вы замечаете, что ребенок часто заменяет звуки в свободной речи (вместо ШИШКА говорит СЫСКА), то такая же проблема может возникнуть в процессе чтения. Ребенок будет заменять прочитанные буквы на схожие по звучанию.
  • Вы отмечаете проблемы в грамматическом строе речи: ребенок неправильно согласовывает числительные с существительными (1 стул – 5 стулов, а не СТУЛЬЕВ).
  • Или если ребенку сложно запоминать стихотворения…
  • То однозначно учить ребенка чтению еще РАНО!

    
                Дислексия: как определить и как помочь ребенку?

    Готов ли ребенок к школе?

    Перед поступлением в школу ребенок должен обладать достаточным уровнем развития лексической и грамматической сторон речи. Помимо этого, моторное развитие должно соответствовать возрасту.

    Для того, чтобы у ребенка правильно сформировалась письменная речь (чтение относится к письменной речи), малыш должен на достаточном уровне овладеть устной речью.

    Чтобы научиться качественно читать, важно овладеть осознанием своей речи и умением ей владеть.

    Чтобы предотвратить проблемы с чтением в начале обучения ребенка до школы – давайте ему как можно больше заданий на развитие мелкой моторики: лепите из пластилина, учите завязывать шнурки, готовьте еду вместе с ребенком.

    Учите с ребенком стихи, пойте песни и танцуйте под ритм.

    Научите ребенка ориентироваться во времени на циферблате и самое главное – НЕ ТОРОПИТЕСЬ УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ!

    В норме головной мозг готов к обучению письму и чтению только после 5-6 лет, когда у ребенка в достаточном количестве развит лексический запас, нет нарушений в грамматике, все звуки ребенок произносит в речи чисто и правильно.

    Поверьте, как только ребенок будет готов к овладению процессом чтения, он сам попросит у родителя научить его читать.

    А если вы заметили проблему, то не ждите и обращайтесь за консультацией к специалисту.

    Источник

    Leave A Reply

    Your email address will not be published.