Рецензия на мультфильм “Заветное желание”. Юбилейная эпитафия

0 6

Рецензия на мультфильм "Заветное желание". Юбилейная эпитафия

В этом году The Walt Disney Company принимает поздравления со столетним юбилеем – 16 октября 1923 года братья Уолт и Рой Дисней основали корпорацию, ставшую неотъемлемой частью мирового кинематографа. Мультфильм “Заветное желание”, приуроченный к этой знаменательной дате, должен был продемонстрировать всю силу и мощь классики диснеевской мультипликации; стать своеобразным венцом, ознаменовавшим конец старой и начало новой эпохи. Разработка картины заняла долгие пять лет; к работе была привлечена команда “Холодного сердца”, самого успешного анимационного проекта студии за последние годы; также в качестве нововведения было решено совместить классическую акварельную анимацию и современную компьютерную. Все свидетельствовало о грядущем хите. Казалось бы, что могло пойти не так?

Семнадцатилетняя Аша, главная героиня новой истории, живет в вымышленном королевстве Розас и занимается проведением своего рода экскурсий (разумеется, сопровождаемых коллективными пениями и плясками в лучших традициях Дисней) в рамках государственной программы Розаса по привлечению в страну эмигрантов, беженцев и прочих товарищей, желающих сменить место жительства. Зачем это делается, спросите вы? Все очень просто – каждый человек старше 18 лет, проживающий в королевстве, обязан загадать одно заветное желание и отдать его на сохранение местному самодержцу и по совместительству могущественному волшебнику Магнифико, который раз в год (или чаще – в честь особенного события, к примеру) выбирает одного счастливчика и исполняет его желание. Амбиции Аши простираются куда дальше роли простого гида, поэтому она решает попытать удачу и поучаствовать в конкурсе на вакантную должность ученицы короля.

К тому же у нее есть и более весомая мотивация – общеизвестно, что помимо перманентного доступа к телу невероятно привлекательного правителя (и это не шутка, персонажи мультфильма неоднократно акцентируют на этом внимание) другим приятным бонусом является fastpass на исполнение желаний родственников такого работника без рекламы, регистрации и СМС. А у Аши как раз имеется более чем подходящая для этого кандидатура – дедушка, которому в этом году исполняется 100 лет (все уловили параллель?). Однако Магнифико, к удивлению девушки, отказывает ей; вдобавок раскрывается, что он и не думает отдавать неисполненные желания их законным владельцам. Тогда Аша, подозревая неладное, решает в корне изменить сложившуюся в королевстве ситуацию, обратившись с просьбой к звезде.

Содержание статьи:

К сожалению, в отличие от главной героини, сюжет звезд с неба не хватает.

Это чересчур простая, вплоть до примитивности история, которая полностью обделена даже малейшим намеком на какую-то индивидуальность или фантазию; но хуже всего то, что в ней не чувствуется ни грамма элементарного старания со стороны создателей. По ходу просмотра у зрителя, обладающего интеллектом хотя бы на уровне среднестатистического школьника, вероятнее всего возникнет целый ворох вопросов, на которые мультфильм не в состоянии предложить внятного ответа – ведь ни история, ни сеттинг не проработаны в достаточной для этого мере.

Это, к примеру, касается антагониста (если коварная ухмылка на постере не была для вас достаточной подсказкой, то, да, им является Магнифико), который при своем достаточно приметном и интересном внешнем образе а-ля Принц Персии имел неплохой потенциал стать неоднозначным запоминающимся злодеем, если бы создатели уделили больше внимания его персональной предыстории и мотивации, а не просто пошли на поводу у современных трендов, наградив его архетипом «типичного самовлюблённого мужлана». Зрителю лишь вкратце обрисовывают достаточно драматичную историю, предшествующую основанию им Розаса, которая, казалось бы, должна сыграть немаловажную роль в ходе его конфликта с главной героиней; но нет, это чеховское ружье так и останется в бесполезном подвешенном состоянии.

В качестве иного свидетельства плохой проработки данного героя можно привести полное отсутствие внятного объяснения причин, по которым Магнифико стремится сохранить у себя все желания. Казалось бы, что может быть проще – достаточно прописать, что они являются весомым источником его магических сил. Но нет, сценарий не располагает даже такой элементарной деталью, которая помогла бы избежать лишних вопросов.

Другим ярким показателем сценарной лени является подача идеи, лежащей в основе мультфильма.

На первый взгляд, она довольно правильна – не стоит уповать на одну лишь магию, надо брать исполнение собственных желаний в свои руки. Данный посыл для диснеевских картин не нов – в той же “Принцессе и лягушке” тоже было нечто схожее. Вот только при этом «Заветное желание» умудряется противоречить само себе, ведь проблемы королевства, вызванные Магнифико, по факту разрешаются той же магией, в результате загадывания Ашей желания на звезду. Так тогда какую же мораль должны вынести юные (и не очень) зрители по итогу просмотра?

К слову, с желаниями связана еще одна масштабная трещина в фундаменте сторителлинга; ведь если копнуть глубже и провести простейший анализ, то Магнифико внезапно не выглядит таким уж злодеем, а жители Розаса – такими уж бедными и несчастными. Создатели на протяжении всего мультфильма транслируют через Ашу мысль о том, что король – узурпатор и тиран, присвоивший чужие желания и лишивший своих поданных возможности исполнить свои заветные мечты самостоятельно. Но если вслушаться в аргументы обеих сторон, то становится ясно, что это было не воровство, а вполне добровольный обмен, ведь в ответ жители получили от волшебника-самодержца комфортную спокойную жизнь в королевстве, не обремененную налогами или иными повинностями.

По сути, они сами приняли правила игры в надежде, что в какой-то момент их желания исполнятся сами собой по щелчку пальцев без малейших усилий с их стороны. Но по законам любой диснеевской сказки наличие страшного и ужасного зла, виновного во всех бедах, просто необходимо; поэтому Магнифико словно по мановению волшебной палочки сценаристов с легкостью превращается в козла отпущения.

Образ главной героини, так же, как и почти все элементы данной картины, вызывает недюжинное чувство дежавю.

Внешне она представляет собой что-то среднее между Изабеллой из “Энканто” и Моаной; да и в плане характера или жизненных обстоятельств в ней нет ничего, что бы могло хоть как-нибудь выделить ее на фоне других героинь Диснея. Остальная масса второстепенных персонажей довольно безлика; впрочем, какого-то сильного чувства отторжения или раздражения они не вызывают, и на том спасибо. В качестве исключения можно отметить разве что говорящего козлика Валентино и звездочку, которые милы настолько, чтобы детишки всего мира с криками и воплями тащили своих родителей к стенду с плюшевыми игрушками.

Конечно же нельзя обойти вниманием и один из основных столпов классических диснеевских мультфильмов – саундтрек. Шедевры, в свое время выпущенные при участии таких мастодонтов своего дела как Ханс Циммер, Фил Коллинз, Элтон Джон, спустя десятилетия с момента первого просмотра соответствующих картин все еще вызывают непроизвольные мурашки по телу при прослушивании. Многие современные проекты также весьма достойно выглядят на фоне своих предшественников и приятно удивляют своим музыкальным сопровождением, например, “Тайна Коко” или “Рапунцель: Запутанная история”. Казалось бы, при наличии такого богатейшего опыта в части написания саундтрека, новый мультфильм должен как минимум держать высокую планку качества. К сожалению, тыква не превращается в карету – абсолютное большинство песен довольно посредственны по своему звучанию и содержанию и совершенно не отпечатываются в памяти; более-менее неплохими из них можно назвать всего две – “At All Costs” (дуэт Аши и Магнифико) и “This Is The Thanks I Get?!” (сольный номер Магнифико).

К слову, именно песни стали причиной появления на просторах Интернета довольно любопытной теории, согласно которой для создания мультфильма студия привлекла искусственный интеллект; якобы чтобы продемонстрировать, какой огромный технологический шаг был сделан компанией за столетний временной период. В пользу этого говорит то, что, во-первых, при внимательном изучении текстов можно действительно заметить ряд словесных нелепостей, например, в музыкальном номере Магнифико есть престранные строчки “Mirrors just love my face / It’s genetics! I got these genes form outer space” и “I let you live here for free/And I don’t even charge you rent.

А, во-вторых, данный факт служит достаточно убедительным объяснением наличию многочисленных сюжетных дыр и недосказанностей. Впрочем, верить ли в “землю в иллюминаторе” или же списать все вышеперечисленное на халтуру сценаристов, каждый зритель решает по итогу просмотра сам.

“Заветное желание” – это не далеко не тот триумфальный трибьют всем мультипликационным шедеврам, вышедшим из-под крыла Дисней за столетнюю историю существования студии, который мы все заслуживали; скорее, просто неплохой проект и очередная горькая констатация факта отсутствия свежих идей и наличия лишь желания получить как можно большую прибыль, приложив при этом минимальное количество усилий. В данном контексте многочисленные отсылки на классические проекты мышиной корпорации, такие как “Король Лев” или “Питер Пэн”, имеющиеся в картине, выглядят не как дань уважения прошлому, а скорее как немой укор создателям “Заветного желания”; наглядной демонстрацией того, чем новый мультфильм при всех своих безграничных возможностях мог стать. Но, увы, стал лишь неудачной страницей в истории Дисней, которая будет предана всеобщему забвению в самое ближайшее время.

Автор: Dienn13.12.2023
Источник

Leave A Reply

Your email address will not be published.