Джатака о глупцах – мудрость Будды

0 33

Джатака о глупцах - мудрость Будды

Однажды дал обет я тысячу неправедных…» — это рассказал Учитель, пребывая в роще Джеты, по поводу деяний, совершённых ради блага этого мира.

Об этом будет поведано в двенадцатой книге, в Джатаке о большом чёрном псе1.

Однажды, когда в Варанаси правил Брахмадатта, Бодхисаттва переродился в чреве первой жены этого царя. После появления на свет, в день наречения, его назвали принцем Брахмадаттой. К шестнадцати годам принц, окончив обучение в Такшашиле2 , знал наизусть три Веды и достиг совершенства в восемнадцати видах знаний [видьях]3. Так отец назначил его наследником престола.

В то время жители Варанаси чествовали и поклонялись божествам; они совершали жертвоприношения не только различными цветами и благовониями, но также плотью и кровью различных животных, ради этого они убивали множество коз, овец, петухов, свиней и других животных. Тогда Бодхисаттва подумал: «Сейчас, чтобы почтить божеств, совершается множество убийств животных; из-за этого многие люди только больше предаются неправедности (адхарме). Когда я, после смерти своего отца, стану правителем, я, не причиняя никому вреда, лишь с помощью силы уловок остановлю убийства живых существ». Размышляя так, Бодхисаттва сел на свою колесницу и выехал из города. В одном месте он увидел толпу людей, что собрались у большого бананового дерева и молились божеству, обитавшему в этом дереве, даровать им сыновей и дочерей, почести и богатство, каждый по своему желанию и усмотрению. Сойдя с колесницы, Бодхисаттва приблизился к дереву и, как подобает, сделал подношения цветами и благовониями, окропил дерево водой и трижды обошёл его справа4. Поклонившись так божеству, он сел на свою колесницу и вернулся обратно в город. С тех пор он время от времени отправлялся туда, поклонялся [божеству] и делал подношения так, как подобает поклоняться божествам.

Со временем, когда Бодхисаттва после смерти отца взошёл на престол, он воздерживался от четырёх недостатков , практиковал десять царских добродетелей и правил своим народом в Дхарме.

Однажды он подумал: «Моё желание исполнилось, я взошёл на трон; всё, что я намеревался сделать раньше, я теперь исполню». Он собрал своих чиновников, а также брахманов, вайшью и представителей других каст и спросил их: «Ведомо ли вам, каким образом я достиг власти?» «Нет, Почтенный», — ответили собравшиеся. «Видели ли вы, как я ранее воздавал почести банановому дереву, делал ему подношения благовониями и цветами и склонялся перед ним, почтительно складывая ладони ?», — продолжал Бодхисаттва. «Да, Почтенный», — ответили они. На что Бодхисаттва сказал: «В то время я дал обет: если божество дерева посадит меня на престол, я принесу ему жертву. Силой этого божества я достиг власти, и теперь я принесу ему жертву. Так что быстро приготовьте всё необходимое для жертвы». Собравшиеся спросили: «Что же мы должны приготовить, Почтенный?». Бодхисаттва ответил: «Когда я молился божеству, я пообещал: „Всех тех, кто в моём царстве предаётся убийству живых существ, пяти грехам, десяти путям неправедности , я убью и принесу в жертву их потроха, плоть и кровь“. Так провозгласите под барабанный бой: „Наш царь, когда он был ещё наследником престола, обещал выполнить обет, что, когда он придёт к правлению, он убьёт и принесёт в жертву всех, кто следует неправедности в его царстве“. Сообщите также о том, что я велю для начала предать смерти тысячу человек из тех, кто привержен пяти грехам и следует десяти путям неправедности, а их сердца, плоть и прочее принести в жертву божеству дерева. Да будет до всех горожан доведено это моё намерение. После того, как это будет провозглашено, из тех, кто по-прежнему останется жить в неправедности, я прикажу убить ещё тысячу человек и принести их в жертву, и таким образом сдержу своё обещание». Провозгласив это, он произнёс гатху:

Однажды дал обет я тысячу неправедных
В благочестивой благодарности убить.
Весьма, однако, велика толпа неправедных,
Что время нынче [пришло] мне исполнить свой обет.

Услышав речь Бодхисаттвы, советники поспешили выполнить приказание и велели бить в барабаны по всему городу Варанаси, который размером в двенадцать йоджан. И когда горожане услышали под барабанный бой провозглашённый царский приказ, не нашлось ни одного человека, который бы осмелился нарушить его. И за всё время, пока Бодхисаттва царствовал, не нашлось ни одного, кто совершил хотя бы один из пятнадцати видов грехов. Вот так Бодхисаттва, не причинив вреда ни одному человеку, побудил всех жителей своего царства соблюдать заповеди. Сам же он всю оставшуюся жизнь прожил, подавая милостыню и творя другие добрые дела, а по истечении отпущенного ему срока возродился, как и его сподвижники, в обители богов.

Завершив это поучение в Дхарме словами: «Не только сейчас, о бхикшу, Татхагата приносит благо в этот мир, но и в прежние времена он приносил благо», Учитель разъяснил суть изложенного, и так связал нынешние рождения с прежними: «В то время советниками царя были ученики Будды, а царём Варанаси же был я сам».

Источник

Leave A Reply

Your email address will not be published.