Джатака о мудрости одного и глупости тысячи – мудрость Будды

0 7

Джатака о мудрости одного и глупости тысячи - мудрость Будды

Может собраться более тысячи человек…» — это рассказал Учитель, пребывая в роще Джеты, по поводу вопроса необращённых. (Об обстоятельствах этой истории повествуется в джатаке о Сарабханге).

По определённому случаю бхикшу (монахи) собрались в зале для слушания Дхармы и восхваляли мудрость Шарипутры, Предводителя Дхармы, который разъяснил смысл многозначительного изречения Будды. Войдя в зал, Учитель спросил, о чём говорят бхикшу, и получил ответ.

— Братья, — сказал он, — уже не в первый раз Шарипутра раскрывает смысл моего изречения. Он делал это и в прошлые времена.

Произнеся это, Учитель поведал о былом.

— Однажды, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта, Бодхисаттва родился в семье одного брахмана с севера, а когда вырос, совершенствовал своё образование в Такшашиле. Отказавшись от страстей и оставив мирское ради отшельнической жизни, он овладел пятью ступенями истинного знания и восемью совершенствами и поселился в Гималаях, где вокруг него собралось пятьсот отшельников. Однажды в сезон дождей его главный ученик вместе с половиной отшельников отправился в жилища людей за солью и уксусом. И вот наступило время, когда Бодхисаттва должен был умереть.

И ученики его, желая узнать о его духовных достижениях, спросили его:

— Какого совершенства ты достиг?

— Достиг? — ответил он. — Я достиг Пустоты.

Сказав так, он умер и переродился в царстве лучезарных божеств мира Брахмы. (Ведь бодхисаттвы, даже если они достигли высшего состояния, никогда не перерождаются в Бесформенном мире, поскольку не способны выйти за пределы мира форм).

Неправильно истолковав его слова, ученики пришли к выводу, что он не обрёл никаких духовных достижений. Поэтому они не стали воздавать ему положенные при кремации почести.

Вернувшись, главный ученик узнал, что Учитель умер, и уточнил, спрашивали ли они, чего он достиг.

— Он сказал, что достиг пустоты, — ответили ему. — Поэтому мы не стали воздавать ему обычные почести при кремации.

— Вы не поняли значения его слов, — сказал главный ученик. — Наш учитель имел в виду, что он достиг осознания, называемого «проникновение в сущность Пустотности вещей.

Но хотя он снова и снова объяснял это ученикам, они не верили ему.

Понимая их неверие, Бодхисаттва воскликнул:

— Глупцы! Они не верят моему главному ученику. Я разъясню им это.

И явившись из мира Брахмы, он, воспользовавшись своими сверхъестественными силами, завис в воздухе над обителью бхикшу и произнёс такую гатху, восхваляющую мудрость главного ученика:

Может собраться более тысячи человек,
сто лет могут кричать, не понимая ничего;
лучше один человек, исполненный мудрости,
который понимает смысл сказанного.

Так Махасаттва с воздуха возвестил Истину и обличил отшельников. Затем он вернулся в мир Брахмы, все эти отшельники также обрели заслуги для перерождения в том же мире.

Закончив своё наставление в Дхарме, Учитель так связал нынешние рождения с предыдущими:

— В то время Шарипутра был главным учеником, а Маха-Брахмой был я сам.

Это интересно Джатака о мудреце-чандале

“Откуда идёшь ты, одетый в лохмотья…” – это Учитель произнёс в роще Джеты по поводу царя из рода Удаяны. В ту пору почтенный Пиндола из клана Бхарадваджей любил днём для своих уединённых занятий улетать из рощи Джеты в город Каушамби.

Читать

Источник

Leave A Reply

Your email address will not be published.