Рецензия на фильм “Аргайл”. День сурка по-шпионски

0 15

Рецензия на фильм "Аргайл". День сурка по-шпионски

Вот знаете, карьера Мэттью Вона очень красноречиво иллюстрирует, сколь внушительно может измениться статус отдельно взятого режиссёра за десять лет. Безусловно, это очень солидный промежуток времени, как в контексте жизни в целом, так и киноиндустрии в частности. Кинематограф, как и любая живая материя, меняется. И, если какой-либо постановщик не адаптируется к этим изменениям, то он рискует просто выйти в тираж. Именно это, как мне кажется, сейчас происходит с Мэтью. Десять лет назад он представил на суд зрителей зубодробительный и очень остроумный шпионский боевик “Kingsman: Секретная служба”, успех которого превзошёл все самые смелые прогнозы. Но вместо того, чтобы двигаться дальше, пробовать себя в других жанрах, экспериментировать и как-то расширять свои творческие границы,

Вон предпочёл не выходить из зоны комфорта и дальше клепать боевики о шпионах. И, если в две тысячи четырнадцатом году Мэтью имел статус очень перспективного режиссёра, имеющего за плечами не только “Kingsman”, но и вполне удачный перезапуск франшизы о Людях Икс, то к две тысячи двадцать четвёртому году картина стала весьма удручающей: серия “Kingsman” под его руководством начала деградировать, и крайне невразумительным спин-оффом с подзаголовком “Начало” он фактически отправил её в тяжёлый нокдаун, после которого она может уже и не встать на ноги, а своим свежим фильмом “Аргайл”, Вон лишь добавил этой картине мрачных красок.

Содержание статьи:

Сюжет очередного творения Мэттью Вона вращается вокруг писательницы Элли Конвэй, прославившейся на весь мир серией шпионских романов о приключениях агента секретных служб с позывным “Аргайл”.

Многочисленным читателям очень полюбилось её творчество за то, как она кропотливо и подробно описывает различные нюансы и тонкости работы шпионов. И вот, в поисках вдохновения для написания уже пятой по счёту книги об Аргайле, Элли решает отправиться в гости к своей матери. Но в поезде к ней подсаживается незнакомец, который рассказывает Элли, что он сам является шпионом и, что в своих книгах она очень достоверно описала работу одной реально существующей секретной организации, чем вызвала серьёзное беспокойство у её руководителей, принявших решение устранить писательницу. После этой странной встречи жизнь Элли начинает стремительно превращаться в лихо закрученный триллер, который словно сошёл со страниц её собственных книг.

Честно говоря, во время просмотра “Аргайла” я ни раз ловил себя на мысли, что именно так выглядит работа режиссёра, чьи творческие кулуары уже полностью истощились и вместо того, чтобы искать для себя новые вызовы, он просто пускается в бесконечные самоповторы, пытаясь снять последние сливки с черствеющего, покрывающегося плесенью пирога, который когда-то давно принёс ему деньги, зрительскую любовь и авторитет в кинематографических кругах. Серьёзно, вот если название “Аргайл” заменить на “Kingsman”, то многие зрители наверняка даже не заметят подмены и будут с чистой совестью думать, что они смотрят очередной спин-офф этой франшизы, поскольку по антуражу, некоторым сюжетным твистам, постановке экшен-сцен, а местами и по цветовой гамме “Аргайл” очень похож на ленты о джентльменах, носящих пуленепробиваемые смокинги (хотя, тут будет уместнее сказать, что он тупо бессовестно их копирует). Я бы сказал, что “Kingsman” и “Аргайла” можно назвать дальними родственниками, но если первый является уже сформировавшимся и вполне самодостаточным проектом, то вот его “родственничек” страдает тяжёлым комплексом неполноценности и чуть ли не в открытую норовит нагло примазаться к чужим успехам.

Собственно, отсюда вытекают проблемы со сценарием.

Он изначально выглядит как одно большое клише, поскольку сценарист Джейсон Фьюкс использует все те же самые компоненты, что в своё время использовал Вон- атмосфера абсурдности всего происходящего, которая ближе к финалу начинает переходить в фарс, своеобразный чёрный юмор, многочисленные стёбные отсылки к известным шпионским франшизам. Мэтью входил в эту реку уже трижды, но, по всей видимости, наивно считает, что где-то под толстым слоем ила в ней всё ещё можно выловить парочку завалявшихся жемчужин.

Да, основную сюжетную линия немного изменили, сделав из неё некое подобие запутанного квеста-головоломки и неровно разбросав по ней сюжетные повороты в стиле “эта история совсем не то, чем кажется на первый взгляд”, но в остальном “Аргайл” эксплуатирует уже до глубокой колеи заезженную формулу шпионских боевиков. А то, что Вон и Фьюкс периодически очень назойливо апеллируют к фильмам “Kingsman” вплоть до того, что практически покадрово повторяют некоторые сцены из них, только ещё больше наталкивает на мысль, что “Аргайл” изначально был вторичным продуктом. А чтобы хоть как-то прикрыть свою ленивую работу над материалом, создатели то и дело пытаются замаслить зрителям глаза милым вислоухим котиком (видимо, Фьюкс по этому вопросу консультировался со сценаристом “Капитана Марвел 2”).

Даже наличие в актёрском ансамбле некоторых лиц вызывает чувство дежавю.

Я так и не понял, для чего в эту ленту были приглашены София Бутелла и Сэмюэл Л. Джексон. Для меня самая очевидная причина состоит в том, что Вон просто решил трудоустроить своих старых друзей по “Kingsman”, а заодно хоть как-то породнить своё новое детище с этой франшизой. У персонажей Бутеллы и Джексона очень мало экранного времени, глобального влияния на развитие истории они не оказывают, но главное, что они не прописаны от слова совсем. Причём, в случае с Сэмюэлем и самого персонажа то нет как такового. Такое ощущение, будто Вон решил, что уже само появление на экране легендарного “Мазафакера” добавит картине лоска, а если он ещё и один классный монолог прочтёт, то зрители вообще будут в полном восторге. Конечно, иногда такой приём срабатывает, но конкретно в случае с “Аргайлом” он стал для меня лишь ещё одним показателем сценарной лени и творческой несостоятельности.

Но вот за кого действительно обидно в этом проекте, так это за самого агента Аргайла и исполнившего его роль Генри Кавилла.

Я искренне не понимаю, для чего Генри вообще согласился на участие в этом фильме. Ему уже доводилось примеривать на себя образ колоритного обаятельного шпиона Наполеона Соло в “Агентах А.Н.К.Л.” Гая Ричи, так что подобный опыт в его актёрской карьере уже был, а вписываться в какой бы то ни было фильм Вона, учитывая нынешние сложности Мэтью с креативом, изначально выглядело весьма спорной затеей. Видимо, причины столь не дальновидного решения Кавилла были отнюдь не творческими. Удивительно, но в картине с таким говорящим названием самого агента Аргайла по каким-то абсолютно непонятным причинам решили задвинуть подальше на галёрку, сделав его персонажем второго плана. Аргайл- всего лишь плод воображения Элли, являющийся к ней в трудные и эмоциональные моменты. Про него и сказать то особо нечего, кроме как навесить на него дежурный ярлык “супершпион”. Точно такая же ситуация с героем Джона Сины, чью характеристику можно составить одной ёмкой фразой “крутой напарник супершпиона”.

Кроме того, в случае с “Аргайлом” мне очень хочется пожурить один очень важный аспект работы съёмочной группы- работу стилистов и гримёров. Обычно я не уделяю этому столь пристального внимания, но в случае с “Аргайлом” причина нашлась веская. Просто взгляните на это недоразумение, которое они сотворили на голове Генри Кавилла.

Рецензия на фильм "Аргайл". День сурка по-шпионски

Мне кажется, что в парикмахерских каталогах подобную причёску можно найти под названием “Взрыв на макаронной фабрике”. Честно, я очень не люблю высмеивать чью-либо внешность и не имею такой привычки. И в данном случае мои претензии нисколько не относятся к самому Генри- он вполне симпатичный и элегантный мужчина. Они направлены исключительно к людям, наводившим ему марафет во время съёмок. Эта, казалось бы, незначительная деталь делает внешний вид Аргайла крайне нелепым, что неоднократно вызывало смех у людей, присутствовавших со мной на одном сеансе в зале. При виде такой причёски, к ней мысленно хочется дорисовать смирительную рубашку, но никак не безукоризненно наглаженный чёрный смокинг, который носит Аргайл, поскольку это больше смахивает на стиль чокнутого учёного или городского сумасшедшего.

Предположение о том, что агент выбрал себе такую внешность для конспирации беспомощно разбивается о простой и вполне резонный аргумент- это выглядит настолько нелепо, что очень приметно. Пожалуй, самое логичное объяснение этому странному аномальному явлению на голове Кавилла состоит в том, что у Генри волосы сами по себе дыбом встали, когда он понял, в какую муть его затащили сниматься. А самое досадное то, что я посвятил целый абзац причёске Аргайла, а не каким-то его чертам характера или человеческим качествам, поскольку ни тем ни другим авторы не удосужились его снабдить. В итоге взъерошенные волосы оказались самой яркой и интересной деталью в его портрете, что говорит о совершенно наплевательском отношении сценаристов к своему персонажу. Отнюдь не исключаю, что это спорное сотрудничество с Мэттью Воном вместо творческих вистов принесёт Кавиллу лишь новую порцию мемов, касающихся его внешности, ибо эпопея с его усами на пересъёмках “Лиги справедливости” до сих пор у многих ещё свежа в памяти.

Роль первой скрипки было решено отдать дуэту Брайс Даллас Ховард, сыгравшей писательницу Элли Конвей, и Сэму Рокуэллу, примерившего образ загадочного шпиона, который подсел к Элли в поезде и увлёк её в кипящий водоворот перестрелок, погонь и прочих прелестей шпионских будней. Пожалуй, эти двое оказались единственными людьми, которые смогли расслабиться и просто получать удовольствие от участия в “Аргайле”. Персонаж Рокуэлла на протяжении всего фильма очень иронично разрушает стереотипы о внешности и поведении шпионов, которые нам многие годы навязывали известные фильмы о них.

А сюжетная ветка с преображением Элли из писательницы-домоседки в одного из тех людей, про коих она пишет книги, не сказать чтобы работает прямо блестяще, но хоть как-то выделяется, ибо в остальном Мэтью Вон выдаёт свою типичную базу- заговоры; тайное правительство, дёргающее за разные ниточки, дабы контролировать различные аспекты жизни людей; максимально шаблонный злодей, вынашивающий какой-то странный, но безумно навязчивый план (Брайану Крэнстону за эту роль даже предъявлять какие-то претензии не хочется, ибо ему в актёрском плане и развернуться то особо негде было); несколько динамичных, изобретательно снятых экшен-сцен с бодрой музыкой на фоне. Собственно, из всего перечисленного лишь последнее звено способно хоть как-то отвадить зрителя от бесконечной зевоты во время просмотра и вывести фильм на сносный уровень. Сносный, но, увы, не более того.

Наглядной иллюстрацией всех проблем “Аргайла” стала ненужная и бессодержательная сцена после титров.

Мэтью похоже решил сделать подобные сцены своеобразной визитной карточкой своих фильмов. В “Kingsman: Начало” в ней показали встречу Ленина и Гитлера- получилось, скажем прямо, глупо и неуместно. Я думал, что снять худшей сцены после титров невозможно, но своим послесловием в “Аргайле” Вон показал, что я заблуждался. По понятным причинам рассказывать вам её содержание не буду, а раскрою лишь одну деталь- Вон всё-таки провернул свой хитрый финт ушами, напрашивавшийся на протяжении всех двух с небольшим часов хронометража, и впихнул в неё логотип “Kingsman”. И, судя по невнятному содержанию этой сцены, напрашивается вывод, что её съёмки изначально затевались лишь ради этой жирной, неуклюже вставленной отсылки. Даже гадать не хочу, было ли это всего лишь пасхалкой, или же намёком на будущее слияние “Аргайла” с этой серией. Для меня это стало лишь подтверждением мысли о том, что новое творение Вона просто не может существовать самостоятельно и автономно.

Закончить свой текст хотел бы замечательной цитатой, которая, как я считаю, красноречиво отражает режиссёрский статус Мэтью Вона на данный момент: “Ностальгия- это единственное развлечение для тех, у кого нет ясного будущего”. Мэтью настолько засиделся в своём шпионском болоте, что из некогда талантливого и перспективного режиссёра превратился в Шахерезаду, которая каждую ночь рассказывает одну и ту же сказку, начавшую уже изрядно надоедать. На мой взгляд, “Аргайл”- это худший фильм Мэтью Вона. И совсем не потому, что он разучился снимать. Просто по теме шпионов он сказал уже всё, что мог сказать. Настало время перевернуть эту страницу (хотя, по хорошему, оно настало ещё восемь лет назад после выхода “Золотого кольца”) и двигаться к новым творческим горизонтам. Обидней всего в этой ситуации за многих других талантливых участников этого проекта и за зрителей- старания первых оказались полностью перечёркнуты из-за того, что ими рулил человек, который в художественном плане себя уже исчерпал, а вторые получили ленивое и по большинству критериев абсолютно проходное кино. 26.02.2024 Авторы: Игорь Юрьев
Источник

Leave A Reply

Your email address will not be published.