Как развить слуховую память у дошкольников?

0 4

В любую минуту мы можем найти интересующую информацию, даже не пытаясь ее запомнить. Ведь алгоритмы поиска в смартустройствах распознают по ключевым голосовым или текстовым командам каждый запрос. Дети, смотря на родителей, тоже погружаются в эту цифровую зависимость от поиска и скроллинга. Быстрое желание получить ответ вызывает дофаминовую зависимость: у маленьких детей, требующих гаджет, это плач и крик. Об этом я уже рассказывал на 7я.ру в статье о клиповом мышлении.


                Как развить слуховую память у дошкольников?

Сегодня ВОЗ рекомендует не давать в руки смартфон до 2 лет, с 3 до 5 лет – не более часа в день. Но по словам Александра Веракса, заведующего кафедрой психологии образования МГУ, годовалый ребенок уже получает гаджет. Он начинает пассивно или активно взаимодействовать с картинкой на экране. От количества времени, проведенного c устройством в этом возрасте зависит будущее поведение, познавательная активность, эмоциональный интеллект, память – все те способности, которые помогают лучше адаптироваться к школе.

Поскольку о развитии одного навыка можно написать целый трактат, остановлюсь на одном – слуховой памяти. Ее особенно важно тренировать с раннего детства. Ведь большую часть урока дети запоминают со слов учителя.

За что отвечает слуховая память?

В целом, слуховая память отвечает за воспроизведение и понимание любой звуковой информации. Мозг коллекционирует и воспроизводит звуковые впечатления: речь, шумы, звуки природы и другие акустические сигналы. Если посмотреть на объем памяти взрослого, то он должен запоминать 7-9 слов с первого раза. Ребенок 5-6 лет – 4-6 слов; школьник 6-7 лет – уже 5-7; дети от 8 лет – более 7 слов, то есть как взрослые.

Как проверить, насколько развита слуховая память ребенка? Задайте ему 10 простых слов. Ребенку нужно воспроизвести те слова, которые он запомнил в любой последовательности. Тест повторяется три раза, 4-й – через 10-15 минут.

Дети-аудиалы, то есть те, кто лучше воспринимает информацию на слух, легче концентрируют внимание, чувствуют себя уверенно в обсуждении тем, ролевых играх, у них развито слуховое воображение и фантазия. Поэтому, если ваш ребенок мечтает стать музыкантом, певцом, композитором, развитие слуховой памяти обязательно.

Зачем тренировать слуховую память к школе?

  • Чтобы запомнить большой объем информации
  • В школе нагрузка на ребенка 6-7 лет сильно возрастает. Если в саду с детьми проходят только буквы и цифры, то в начальной школе учитель предлагает запоминать новые слова, определения, объяснения, которые состоят из более сложных конструкций из предложений. Ребенок “проваливается” в непонимание, у него возникает желание прекратить эти мучения и перестать вообще делать уроки.

  • Чтобы лучше запоминать звуки букв и математических понятий
  • В начальной школе особое внимание уделяется грамоте и математике. Ребенок запоминает звучание букв и звуков, что напрямую влияет на развитие навыков чтения. Он учится анализировать на слух объяснения математических понятий, правил и терминов. Если у ребенка хорошо развита слуховая память, проблем с решением сложных многоэтапных задач будет намного меньше.

  • Чтобы улучшить музыкальный слух
  • На уроках музыки детям предлагают запомнить целые музыкальные фрагменты, пропеть по нотам в нужном ритме и темпе. Все это легче сделать, если еще до школы включать детям произведения разных музыкальных жанров, с использованием разнообразных музыкальных инструментов, акцентировать внимание на звуках города-леса-своего двора.

  • Чтобы запоминать советы, просьбы, инструкции
  • Объяснения материала или какие-то просьбы учителя требуют концентрации и хорошей слуховой памяти от детей. В программе русского языка дети начинают писать простые диктанты и изложения, которые подразумевают запоминание текста за 1-2 раза. Даже фраза “Ребята, повторяю один раз” вызывает недоумение у детей, которые не привыкли фокусироваться на голосовых указаниях.

  • Чтобы лучше общаться с учителем и сверстниками
  • При обсуждении какого-то вопроса у ребенка активируется слуховая память, чтобы понять ответ учеников или рассказ учителя. Ребенок, слушая других, учится вычленять главное на слух, пересказывать более емко основные мысли текста или дискуссии. Все это ведет к лучшему усвоению учебного материала и готовит к более сложным заданиям в будущем.

  • Чтобы лучше выступать и играть на сцене
  • В начальной школе постоянно просят принять участие в различных музыкальных и театральных мероприятиях. Отказаться от участия в таком событии непросто или даже не хочется. Ребенку нужно запоминать на слух свое место на сцене, последовательность выходов, реплик, совмещать движения с песней, что для 6-8 лет непросто.

    5 упражнений для развития слуховой памяти

    Упражнения на слуховую память важно проводить со взрослыми. Конечно, ребята 5-7 лет уже что-то обсуждают между собой. Но, как правило, это очень короткие общие фразы. Для более глубокой проработки памяти ребенку важно опираться на просьбы и команды взрослого, который будет давать задания и оценивать глубину ответа на вопросы.

    Звуковая цепочка

    Задание похоже на тест “10 слов”, о котором я говорил выше. Но теперь вам нужно сфокусировать детей на звуках или коротких фразах. Например, предложите ребенку воспроизвести 5 звуков и 5 фраз. Последовательность не имеет значения. Постепенно задания усложняйте, то есть проходите за более короткое время и проговаривайте более длинные предложения.

    Запоминание и повторение коротких историй

    Предлагая ребенку запомнить какую-то историю, вы создаете симулятор школы: на уроке ребенок точно также слушает факты, рассказы, ответы учеников. Для тренировки выбирайте темы, близкие ребенку. Это могут быть факты о животных, известных личностях, профессиях или науке.

    Конечно, после трудового дня сложно составить полноценный рассказ даже на 5-6 предложений, когда мыслями еще на работе. Поэтому на помочь приходят знакомые мультфильмы “Фиксики” или “Смешарики”, которые можно включать фоном, как радио.

    Аудиоэнциклопедии и современные онлайн-платформы для развития внимания – отличное подспорье. Вам не нужно выбирать за ребенка, какой контент послушать. Он сам догадается по картинке курса, о чем пойдет речь. И выберет вариант по душе.

    После перехода в тематический раздел ему предлагают пройти маршрут следования по какой-то одной теме и сопоставлять услышанное с тем, что будет в следующем эпизоде. Задания для самопроверки есть внутри приложения. Можно также самим позадавать вопросы, поиграв в учителя.

    В России аудиоистории о науке, культуре и искусстве легко слушать на платформе “Чевостик” в веб или мобильной версии; в приложении “AртPro” по темам изобразительного искусства или “Искусство и культура” от Google, синхронизированное с Google-переводчиком. Также подойдут аудиокниги в “Литрес” или “Букмейт” с короткими рассказами в 5-8 предложений.

    Запоминание коротких фактов отлично развивает не только слуховую память, но и расширяет кругозор, любопытство, работает над soft skills детей.

    
                Как развить слуховую память у дошкольников?

    “Запомни и продолжи”

    Эта игра также работает на расширение объема памяти, о котором говорил выше. Вы озвучиваете предложение, ребенок его воспроизводит и добавляет новое уточнение. Это могут быть 2-3 слова или фразы. Например: “Сегодня я пришел с работы и понял…”. Ребенок повторяет и добавляет “что на моей кровати лежит большой бегемот”. Игра продолжается, пока кто-то не собьется.

    “Звуковая лотерея”

    Эта игра потребует небольшой подготовки. Поищите или запишите на диктофон самые разные необычные звуки и шумы. Это может быть стрекот цикад, хруст хлеба, капли дождя, шум автобуса и тд. Чем необычнее, тем лучше. Такой звук сложнее угадать и тем более повторить. В интернете есть целые библиотеки звуков, например, Wav-library, “Все звуки” и другие. Подобное задание отлично работает на слуховую фантазию и креативность.

    “Что изменилось?”

    Игра напоминает знакомую “Найди отличия”, только вместо картинок стоит использовать звуки или фразы. Попросите друзей ребенка записать на свой диктофон несколько предложений на одну тему – это будет вариант 1. А потом сказать эту фразу самостоятельно, но с ошибками – вариант 2.

    Далее ребенку нужно повторить оба варианта, определив неточности и ошибки. Например, подруга вашей дочки говорит: “Сегодня на площадке я встретила Машу, Дашу и Леру. Они играли в куклы и обсуждали, куда пойдут вечером”. Ваша версия: “Сегодня на площадке была Катя, Лера и Наташа. Они катались с горки и обсуждали, к кому пойдут в гости вечером”. Степень сложности фраз определяете самостоятельно.

    Чтобы игра стала более продуктивной, можете взять истории “Чевостика” или аудиоэнциклопедии и попробовать пересказать с ошибками простой исторический или научный факт.

    В любой тренировке важен системный подход и постоянство. Упражняйтесь по 3-5 минут в день с ребенком. Это даже лучше, чем занятия по 30 минут, но 1 раз в неделю. Пусть такие минуты с любимыми детьми станут самыми полезными и желанными. Удачи!

    Источник

    Leave A Reply

    Your email address will not be published.